Таблетка по расписанию

«Почему некоторым пациентам с онкологическими заболеваниями приходится ежедневно приезжать в больницу за единственной таблеткой? Тем более, что упаковка рассчитана на неделю, и каждое драже подписано? Неужели нельзя выдать хотя бы недельный запас и не заставлять тяжелобольных людей посещать онкодиспансер без выходных и по праздникам? Ведь в поликлиниках без проблем выдают препараты на целый месяц». Такой вопроспостоянно задают врачам пациенты, получающие таргетную терапию.
Дело в том, что в поликлиниках лекарства бесплатно получают так называемые «льготники», жизненно важные препараты для них оплачивает федеральный или региональный бюджет. А противоопухолевые препараты, в том числе таргетные, - предназначены для применения исключительно на стационарном этапе лечения (в том числе – в дневном стационаре). Их покупают для больниц за счёт средств обязательного медицинского страхования. Пациентам такие лекарства выдают по определённой схеме и строго дозировано - по одной таблетке или капсуле. Таков порядок, определённый федеральными нормативными актами. На уровне региона их изменить или игнорировать невозможно. Вот почему врач не имеет права выдать больному сразу, например,недельный запас лекарства.
К тому же, у таких препаратов большое количество побочных эффектов. Онколог должен регулярно следить за состоянием больного.
«Лекарство выдаётся в присутствии врача дневного стационара, - объясняет главный онколог Новосибирской области Вадим Захаров. - По внешнему облику, по состоянию кожных покровов, по частоте дыхания, даже по настроению пациента опытный онколог без труда может оценить его текущее состояние на фоне приёма препаратов».
Ни у кого ведь не возникает вопросов, почему химиотерапию необходимо «капать» под наблюдением врача. В таргетной терапии используют не менее серьёзные препараты, реакции организма на них очень индивидуальные. Это далеко не витаминки.
Тем не менее, каждую ситуацию врачи могли бы рассматривать персонифицированно. Есть пациенты, которым приходится ежедневно приезжать в дневной стационар через весь город или из районов области. Для них можно было бы разработать особый порядок получения противоопухолевой терапии и организовать ежедневный контроль за самочувствием в поликлиниках по месту жительства. Однако изменить установленные правила можно только на федеральном уровне.
«Действующий порядок, несомненно, не для всех больных удобен. Мы понимаем это и делаем всё возможное, чтобы донести мнение наших пациентов до законодателей, в компетенции которых пересмотреть нынешний формат обеспечения онкобольных таргетными препаратами», - поясняет Вадим Захаров.
Таргетная терапия (от английского «target» – «цель») — один из видов лечения злокачественных опухолей, при котором препарат воздействует только на злокачественные клетки, не повреждая здоровые. Это серьёзный прорыв в современной онкологии.