Общественный контроль: новосибирские пациенты проконтролируют бережливые поликлиники
«Бережливая поликлиника» или новая модель поликлиники – это проект, цель которого оптимизация работы медорганизации, минимизация потерь времени и ресурсов пациентов и медиков. Переход происходит поэтапно, разработаны критерии, которым должна соответствовать поликлиника, чтобы считаться бережливой: разделение потоков пациентов, удаленная запись на прием, удобная навигация, открытая регистратура, комфортное ожидание и так далее.
В Новосибирской области активисты региональной Ассоциации некоммерческих пациентских организаций оценивают, соответствуют ли поликлиники, которые перешли на новую модель, базовым принципам бережливого производства. Эта инициатива – часть большого проекта «Сибирь и Дальний Восток – активизируем пациентское сообщество» Общероссийской организации инвалидов-больных рассеянным склерозом Проект поддержал Фонд президентских грантов. Его задача – повысить уровень активности и компетентности пациентского сообщества в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах при отстаивании своих прав.
Член общественного совета при министерстве здравоохранения Новосибирской области Марина Лебедева говорит, что оценка бережливых поликлиник – самое сложное направление проекта, всего два региона взялись за него, в том числе Новосибирская область, и только потому, что региональный Минздрав согласился помочь. «Министерство здравоохранения Новосибирской области, в целом, активно сотрудничает с пациентским сообществом, совместно решая проблемы. Когда Минздрав понимает, что работа с пациентским сообществом принесет только пользу, очень многие проблемы в медицине можно решить», - говорит Марина Лебедева.
Минздрав помог подготовить волонтеров. Для них провели школу, где рассказали, как проверять медицинские организации на соответствие базовому уровню бережливого производства по каждому критерию. Например, удобство навигации или возможность удаленной записи на прием. Для активистов составили специальные чек-листы.
Елена Белугина, руководитель регионального центра первичной медико-санитарной помощи объясняет, что такой общественный контроль – прекрасная возможность конструктивного взаимодействия. «Пациентоориентированность – главная цель новой модели поликлиники. Именно поэтому нам так важно услышать голос пациента. Только он может оценить, насколько хорошо работают все компоненты системы. Действительно ли комфортна зона ожидания, удобен вход, легко ли найти нужный кабинет, просто ли записаться на прием через колл-центр».
Активисты по чек-листам проверяют поликлиники, составляют подробные отчеты с фотографиями, предложениями и замечаниями. Все конструктивные предложения поликлиники реализуют с благодарностью.
Виктория Федосеева, член Ассоциации пациентских некоммерческих организаций инспектировала отделение поликлиники №24 на Станиславского. В целом, осталась довольна. «Замечания незначительные, связаны с временными ограничениями из-за пандемии. Навигация удобная, понятная. Нет указателя на улице, если не знаешь, что здесь поликлиника, сложно найти вход. Но табличка заказана и в ближайшее время ее установят, так мне объяснила заведующая», - делится впечатлениями Виктория.
Напомним, до конца 2020 года бережливыми станут все детские поликлиники Новосибирской области.