«Человеколюбие и человечность»
Мне не удалось с первого раза поступить в медицинский институт, хоть я училась в медицинском классе, и я пошла учиться в медицинский колледж. После колледжа 2 года отработала в отделении анестезиологии и реанимации в дорожной больнице медицинской сестрой. На скорой у меня работала подруга, она мне рассказывала про свою работу, я ей – про свою, и я поняла, что хочу работать на скорой.
Пошла на скорую еще и потому, что, когда я была ребёнком, мне было около 10 лет, у моей бабушки случился инфаркт, и к нам приехала скорая. Мне так понравилось, как они работают! Это определенный романтизм – приехала машина, врачи «пришли, увидели, победили».
И вот с 2002 года и по сегодняшний день работаю здесь, на скорой. Когда мы приезжаем на неотложный вызов, например, на инфаркт миокарда, инсульт, сахарный диабет, когда пациенты находятся в гипогликемии, в сопорозном состоянии, на пороге сознания, а ты приходишь, оцениваешь ситуацию, допустим, измеряешь сахар глюкометром, прибор показывает, что сахар низкий, ты вводишь глюкозу, и моментально пациент приходит в себя. И вот оно, собственно, чудо. То есть чудо происходит буквально на твоих глазах. При инфарктах у пациентов очень сильно выраженный болевой синдром, они очень сильно тревожатся, мучаются. А ты приходишь, снимаешь кардиограмму, обезболиваешь, помогаешь, и им сразу становится легче. То есть видишь результат своей работы.
Скорую помощь вызывают с самыми разными диагнозами: и острый живот, и повышенное артериальное давление, и простуда. Бывает, что человек болеет уже несколько дней, не обращается в поликлинику, считает, что справится сам, но в какой-то момент ему становится трудно дышать, и все равно обращается к врачу. Кто-то наоборот, заболел 10 минут назад и сразу вызвал скорую помощь. То есть у нас большое разнообразие ситуаций, и нам нужно иметь хотя бы общее представление обо всех болезнях, которые мы можем встретить. Нам нужно понимать, нуждается ли пациент в неотложной помощи, то есть должны ли мы его транспортировать в больницу, или же можем оказать помощь на месте. И самое важное в нашей работе – ничего не пропустить.
Всех пациентов морально поддерживаем. Мы же выезжаем к пациенту, когда ему на самом деле больно, сложно, человек страдает. Но нужно помнить, что твоя первая задача – оказать помощь пациенту. Хотя услышать пациента тоже очень важно.
У нас бывает, что люди и с психическими отклонениями, например, старческой деменцией, вызывают скорую и могут долго монотонно рассказывать свою историю, начиная с прошлого века, а нам нужно здесь и сейчас услышать, что произошло. Например, расскажу вам случай, который был у меня на предыдущей смене. У нас есть поводы к вызову, то есть мы выезжаем, примерно представляя, на что мы едем, но повод и реальный диагноз не всегда совпадают.
Я приехала к женщине около 70 лет, маломобильной, с множеством хронических заболеваний. Повод к вызову – болит живот. И она мне рассказывает, что очень давно мучается запорами, то есть у нее проблемы с кишечником, но они, как я понимаю, уже давние. Спрашиваю: «А сейчас что случилось?» Говорит: «Вырвало». Я села с ней рядышком, измеряю давление, и чувствую у нее изо рта запах ацетона. Это значит, что у человека повышенный сахар в крови, а сахарный диабет у нее в анамнезе тоже есть. Я ей померила сахар глюкометром, и уровень сахара был 32 с лишним, при норме 3-5 ммоль/л, то есть в 6-10 раз выше нормы. Это огромный сахар! То есть нужно срочно оказывать неотложную помощь именно по сахарному диабету – я поставила капельницу, и мы поехали в стационар, где пациентка пройдет дельнейшее лечение. Хотя поводом к вызову была боль в животе.
К счастью, у нас есть все для оказания неотложной помощи: сейчас есть абсолютно вся аппаратура, у нас новые машины, у нас есть все препараты практически для любой ситуации, и мы можем помочь людям на месте. Поток вызовов очень большой, в среднем за сутки каждая бригада скорой помощи выполняет 15 вызовов, но бывает и больше.
Первый свой вызов я уже не могу вспомнить. Помню только, что очень хотела работать и меня очень сильно привлекала мысль приезжать к больному, выяснять, что там с ним случилось, работать в паре с врачом, оказывать помощь. Я с первого вызова включилась в этот процесс и занимаюсь им до сих пор.
Один из вызовов, который я очень хорошо помню до сих пор, хотя он был очень давно – женщина родила мертвого ребенка. Причем вызов был просто на кровотечение, а оказалось, что у нее преждевременные роды и что ребенок уже мертв. Но особенность нашей профессии в том, что каким бы тяжелым ни был вызов, в каком бы шоке ты ни находился, ты должен всё равно найти в себе силы и принять решение, что ты должен сделать именно для этого человека! К любому человеку, каким бы он ни был, как бы он ни жил, нужно относиться как к человеку, который требует нашей помощи. Не смотреть, какой он там – бедный, богатый, хромой, слепой, я не знаю. Он больной. Нужно стараться в себе воспитывать человеколюбие и человечность. Человечность в нашей профессии и отношения к людям человечное, настоящее – оно тоже много значит, понимаете? Нужно обладать определёнными качествами сопереживания, сострадания. Но нужно и включать холодную голову. Тогда я оказала роженице помощь, и мы поехали в больницу, но эмоционально этот случай помню до сих пор.
Часто бывают вызовы с внутренними кровотечениями, такие, когда по человеку видно, что он «тяжёлый», что ему очень плохо, что надо быстро-быстро капать капельницу, например. И ты понимаешь, что надо быстрее-быстрее, иначе можно просто не успеть.
Опять же роды, на которые женщины вызывают скорую уже в последний момент, и иногда мы успеваем только закатить каталку в приёмный покой роддома, и в приёмном покое женщина рожает. Иногда происходят роды в машине, но я этого очень не люблю и не хотела бы, чтобы сейчас, зимой, женщина рожала в машине. У нас, конечно, машина теплая, но всё равно – рожать ребёнка нужно в роддоме, нужны специалисты, и не нужен весь этот экстрим.
Хотя в моей жизни тоже был такой опыт. Я работала с детской бригадой, в паре с детским реаниматологом, и мы ездили к женщине, которая родила ребёнка в автобусе. Были стремительные роды, женщина была в алкогольном опьянении, не заметила начала родов. Родила буквально в куртку соседу – мужчина рядом успел подставить куртку. Это кондуктор рассказывал. Такая история тоже мне запомнилась.
На самом деле, таких историй много. И про людей, которые нравятся мне как люди, и про людей, которые ругаются на нас. Люди же в шоке по-разному себя ведут. Однажды мы приехали на автомобильную аварию, где зажало мужчину, и у него был очень сложный открытый перелом бедра. А он твердил, что ему нужны варежки, что он их потерял. Найдите, говорил, мне мои варежки. Ну то есть представляете, человек в шоке, авария, у него очень сложный перелом ноги, а он говорит: «Ребята, помогите мне найти свои варежки!» Вот такие вещи цепляют.
Тем, кто сейчас учится в колледжах и институтах, я скажу, наверное, следующее. Если есть желание работать в медицине, нужно обязательно прийти и поработать на скорой помощи даже для своего личного опыта. Кто сюда приходит, тот запоминает работу на скорой помощи на всю жизнь. Поверьте, это я точно знаю! Сотрудники, которые у нас работали, все всегда вспоминают скорую помощь, потому что её невозможно забыть. Эту работу нужно попробовать, чтобы понять, что в ней такого, отчего мы не можем отказаться от нее на протяжении многих лет. Да, я очень люблю свою работу.
В День фельдшера Министерство здравоохранения Новосибирской области и главный врач станции скорой медицинской помощи Александр Балабушевич поздравляют фельдшеров с их профессиональным праздником.