Как плоскостопие влияет на голосовые связки, почему нельзя давить прыщи на носу и от каких наушников можно оглохнуть
Как вы пришли в профессию и сколько лет вы уже работаете?
Пришла в профессию довольно банально: когда пришло время выбирать специальность, просто села, подумала, что мне ближе. И поскольку у меня уже был маленький ребенок, он болел, я поняла, что ЛОР-врачей у нас мало, а врачей с хорошим запасом знаний – еще меньше. И решила пойти в это направление. Работаю уже с 2008 года.
Мне очень помог врожденный перфекционизм. Мой отец тоже был дотошным, и я смотрела, как он справлялся со своей работой (а он был проектировщиком, строил гидроэлектростанции), как досконально во всем разбирается, и мне хотелось быть похожей на него, потому что папа для меня был идеалом. И я решила, что в своей профессии должна стремиться к этому.
Сейчас я руковожу консультативно-диагностическим фониатрическим центром в нашей поликлинике, мы занимаемся патологией голоса у детей и у взрослых. У оториноларингологов нет разделения на детских и взрослых специалистов. Поскольку я училась на педиатрическом факультете, я работаю и с детьми, и со взрослыми.
Чем занимается оториноларинголог? Какие болезни самые распространенные?
Врач-оториноларинголог занимается любыми заболеваниями уха, горла, носа. Сюда же входит еще и гортань. Лично я сейчас занимаюсь преимущественно гортанью, но остальные органы тоже не выпадают из поля зрения.
Чаще всего к нам приходят не с острыми состояниями, а с тяжелыми затяжными тонзилитами, например. С ушами проще, когда ухо заболело, куда идешь? Конечно, к ЛОРу. Но если болит горло, то лечение начинается у терапевта. Допустим, человек заболел обычной респираторной вирусной инфекцией, терапевт назначает ему лечение, пациент лечится, через 5-7 дней приходит на повторный прием, а у него до сих пор болит горло, лекарства не помогают – тут подключаемся мы. Это же касается синусита – пациент усиленно лечится, но за неделю гнойный насморк не проходит. Тогда пациент тоже направляется к ЛОР-врачу.
Если на носу какой-нибудь фурункул, то терапевт даже не будет ничего делать – сразу направит к ЛОРу для оказания неотложной помощи. Фурункул – это же не просто прыщик, это отек мягких тканей, это гиперемия, гнойный стержень, то есть это уже опасное состояние, потому что отток гноя может быть прямо в череп. Даже прыщики на носу я рекомендую не давить.
Также мы определяем показания для хирургического лечения, например, нужно ли удалять аденоиды или миндалины, или пока не нужно.
Часто приходят с зависимостью от сосудосуживающих капель, и с любыми другими случаями затрудненного носового дыхания или, как это называется, стойкой назальной обструкции. Когда пациент без капель не может дышать носом – это действительно зависимость. Такое происходит, если у пациента есть, например, аллергический ринит или искривление носовой перегородки, когда постоянно раздражаются нижние носовые раковины и пациенты капают сосудосуживающие препараты. Чаще всего причиной становится вазомоторный ринит, реже – аллергический ринит.
Сейчас, по нашим наблюдениям, аллергических ринитов стало значительно больше. У нас достаточно задымленный, загазованный город, в воздухе много пыли и взвесей. А нос же не только выполняет функцию дыхания, он еще и ограничивает поступление таких раздражителей дальше в легкие, и из-за этого дыхание затруднено. Еще одна причина большого количества аллергических ринитов – последствия коронавируса. Но это больше связано с иммунной системой.
Как правило, аллергический ринит и бронхиальная астма идут рука об руку, и если у пациента есть аллергический ринит, то мы всегда настороженно относимся к развитию бронхиальной астмы, и если есть астма, то мы всегда ищем аллергический ринит. Все органы дыхания взаимосвязаны, и воздействие может быть и на тот и на другой орган, и мы должны быть к этому готовы.
Если насморк лечить, то он проходит за неделю, если не лечить – то за 7 дней. Нужно ли тогда его лечить?
Если это обычный насморк, не осложненный бактериальной инфекцией, он действительно быстро пройдет. Но если насморк осложнился гнойной инфекцией, или это, допустим, аденоидит, или присоединилось бактериальное инфицирование при остром синусите, когда пазухи заполняются гноем, нет оттока, то когда пазуха полностью заполняется накопившийся гной может «рвануть», излиться в мягкие ткани или в глазницу.Также и с ушами. С гнойными отитами абсолютно одинаковая ситуация.
Это же голова, воспаления здесь всегда опасно, потому что рядом мозг. Поэтому, если насморк за неделю не прошел, это повод обратиться к оториноларингологу, чтобы доктор назначил терапию.
На прием чаще всего приходят взрослые или дети?
Если брать просто оториноларингологию, я смотрю детей с нуля лет. А если брать именно фониатрическую службу, то самому маленькому пациенту было три годика. Но таких маленьких детей очень сложно смотреть, поэтому рекомендуем приходить с 4 или 5 лет, когда уже ребенок уже более осознанный, понимает, что ты от него хочешь, и можно в виде игры провести осмотр.
У маленьких ребятишек часто бывают узелки крикунов, когда образуются такие мягкие уплотнения на голосовых складках, от которых у малыша постоянно сиплый голос. У нас недавно был случай, пришла мамочка, у которой трое мальчишек, и все трое с осипшим голосом. На консультацию она привела одного, потому что консультацию назначили в детском саду – музыкальный педагог заметила, что у ребенка какой-то не такой голос. А ребенок любит играть в футбол, громко кричит, когда забивает гол или болеет. Мама говорит, что у остальных детей и их отца такой же сиплый голос, и мне было бы интересно обследовать всех. Возможно, это какая-то особенность строения гортани, которую унаследовали дети.
Узелки – состояние не опасное, проходят достаточно быстро, если правильно «вести» ребенка, не давать ему кричать, визжать, шептать. И второй момент – обязательно нужно искать очаги хронической инфекции. Как правило, с такой патологией обращаются садовские дети, у которых много несанированных очагов инфекции, как правило – увеличены аденоиды. Если убрать хроническое воспаление, то пропадет и воспаление на голосовых складках, и мы добьемся хорошего результата.
У ребятишек постарше проблемы с голосом корректируются по-другому. Там обязательно добавляется осмотр ортопеда, потому что очень много детей с плоскостопием. Что такое плоскостопие для ребенка? Это изменение центра тяжести, изменение всех физиологических изгибов позвоночника, и шейного в том числе, соответственно, меняется натяжение голосовых складок. Плюсом может присоединиться какая-то патология эндокринной системы. У меня был такой мальчишечка: ему 8 лет, у него дефицит витамина Д и проблема с щитовидной железой. Компенсировали это через лечение у эндокринолога, ортопеда, курс массажа, то есть по факту на голосовые связки мы не воздействовали никак, проблемы с голосом сами прошли.
Другой случай – девочка-вокалистка, меццо-сопрано, прекрасный голос, сильнейший, приехала с узелковым ларингитом из-за неправильно подобранного репертуара. Ей педагог дал те партии, которые она своим голосом вообще петь не должна, то есть он сильно занизил ей голос. Мы с ней за полтора месяца все восстановили – помог полный голосовой покой.
То есть ситуации разные, каждый раз что-то новое, интересное. Различные новообразования тоже часто выявляем именно мы. Опять же из практики случай: женщина много лет кашляет. Она говорит: "У меня в горле слева что-то постоянно раздражает". Я ее посмотрела, и мы нашли то, что ее раздражает: небольшую кисту в нетипичном месте. Сейчас пациентка готовится к хирургическому лечению.
Еще бывают контактные гранулемы после интубационного наркоза, например. Приходит много пациентов с парезами гортани после операций на щитовидной железе или ее удаления, например, при тиреотоксикозе или злокачественных новообразованиях. Злокачественных новообразований стало больше, если до ковида приходило 1-2 пациента в месяц, то сейчас приходит 3-4 в неделю, не только с щитовидной железой, но и, например, новообразованием в легких.
Еще приходят вокалисты, актеры, дикторы, ведущие – те люди, которые много работают голосом. Много педагогов и репетиторов, работающих онлайн, потому что когда человек работает онлайн, он интуитивно меняет звукоизвлечение, старается говорить громче и четче, что усиливает нагрузку на голосовые складки. Непривычная нагрузка оборачивается тем, что человек испытывает усталость голоса после занятия, голос начинает сипеть, срываться. У них уже есть риск развития профессионального ларингита, когда голос может необратимо измениться.
В быту вы слышите, какие дефекты голоса или слуха есть у людей? Есть ли какая-то профессиональная деформация?
По второму образованию я врач-сурдолог, поэтому я слышу всех тугоухих. Как только пациент заходит, ты его приветствуешь, и сразу понимаешь, что пациент со сниженным слухом. Начинаешь задавать вопросы с определенным набором звуков, и сразу понимаешь, на каких уже частотах звук проседает. И даже когда идешь по улице или где-то в коллективе общаешься, то да, слышишь человека с измененным голосом.
Так что да, профессиональная деформация присутствует.
Вредны ли наушники?
Любые громкие звуки они вредны, от громких звуков может быть акустическая травма. Однозначно есть определенный вид наушников, который вреден – это капельки.
Наш орган слуха устроен таким образом, что ушная раковина должна собирать звуки, улавливать их и направлять в наружный слуховой проход, чтобы они попадали на барабанную перепонку - то место, где звуковая волна переводится в механическую, в механические колебания. Барабанная перепонка имеет две части: натянутую и ненатянутая. Те звуки, которые погромче, стремятся к ненатянутой части, чтобы не было перераздражения слухового нерва. А когда мы затыкаем ухо наушником, звуки, особенно громкие, перераздражают слуховой нерв. И нерв начинает, скажем так, подстраиваться. То есть волосковые клетки, которые находятся в улитке, просто отмирают, чтобы этих звуков не слышать.
У меня как-то был случай. Молодой человек пришел на медосмотр, чтобы попасть на практику на завод, где один из заявленных вредных факторов – производственный шум. Когда я начала проверять шепотную речь, я уже понимала, что у него одно ухо хуже слышит, и аудиограмма это подтвердила. То есть он уже негоден работать в производственном шуме.
Я у него спрашиваю: "Наушником пользуешься?" Он такой: "Да". Я говорю: "На левое ухо". Он такой: "Да, а как вы узнали?" Я говорю: "Так оно у тебя не слышит!".
Надо было видеть разочарование этого молодого человека: я же всего, говорит, одним ухом слушаю! Ну а какая разница? Одно ухо потом и второе за собой потянет, потому что это парный орган.
Поэтому капельки допустимы в крайних случаях и с перерывом, 40 минут поработал 10-15 минут отдохнул. Мониторные наушники в этом плане более щадящие, они обхватывают ушную раковину и звук получается более рассеянный. Но опять же нужны перерывы.
Какие методы народной медицины вы допускаете, а от каких народных методов становится только хуже?
У нас есть народная медицина, традиции, которые передаются поколениями. Нельзя дышать над картошкой, тепловые ингаляции у нас давно запрещены, могут вызвать ларингоспазм. Мазать миндалины керосином тоже нельзя, да и не нужно, потому что сейчас есть другие способы лечения. Иногда проще удалить миндалины, потому что при хроническом воспалении они дают осложнения на весь организм, когда у человека слабость, утомляемость, повышенная температура постоянно, бывают пиелонефриты, или, например, начинают болеть суставы. В таком случае пробуем лечить консервативно, а если не помогает, то уже следующий этап – удаление миндалин. Но не керосин.
Полоскания горла с содой и солью тоже может навредить, нужно смотреть на концентрацию раствора. Сода вообще не знаю какой смысл несет. Содовые растворы полезны для людей, которые пользуются ингаляторами при бронхиальной астме, чтобы избежать осложнений в виде грибковых инфекций полости рта и глотки. В этом случае полоскания слабеньким, как минералка, раствором соды, оправдано. А от боли в горле есть различные виды оральных антисептиков, которые и обезболивают, и противовоспалительное действие оказывают, и противомикробное действие оказывают. Поэтому я вообще не любитель полоскать горло.
У меня есть принцип, называется «больше не значит лучше». Когда мне пациент приходит и говорит: "Я там и горло полоскал, и брызгал его там восемь раз, и еще и кучу таблеток рассосал". Я говорю: "Боже мой, какой кошмар". То есть там даже положительная флора умирает, и потом мы всякие осложнения лечим.
У меня наблюдалась одна пациентка, очень пожилая. Мы с ней очень долго мучились, но все-таки пришли к какому-то знаменателю, восстановили баланс полости рта и глотки. А когда она пришла она ко мне, у нее была очень сухая, раздраженная слизистая, с постоянной болью в горле, сухостью, першением. Ей назначали один оральный антисептик, второй, третий, а нужно было просто все отменить и назначить препараты, которые восстанавливают естественный баланс микрофлоры в полости рта.