Новосибирские врачи вернули девочке голос, пропавший после отъезда отца на СВО
Любовь Бессонова рассказала коллегам, на что надо обращать внимание, осматривая детей с голосовыми нарушениями. И это не только воспалительные заболевания верхних дыхательных путей. Имеют значение осанка, работа эндокринной системы и верхних отделов желудочно-кишечного тракта. Также у детей на фоне стресса могут возникать нарушения вплоть до афонии – потери голоса. К работе с такими пациентами фониатры привлекают психологов.
«У нас наблюдалась 16-летняя девочка с психогенной афонией. Там выяснился очень большой клубок проблем, мы это начали раскручивать еще на этапе осмотра. Девочка, где-то на пальцах, объяснила, что когда она хочет что-то сказать, мама всегда перебивает и начинает говорить за неё», – сказала заведующая фониатрическим центром.
К этой постоянной в жизни ребёнка ситуации добавилась еще одна. У девочки – близкие, тёплые отношения с отцом, но он отправился на спецоперацию.
«Папа уехал на СВО, и у ребёнка сформировался стрессовый фактор, который привел к афонии. При помощи психолога, при помощи педагога-фонопеда голос появился. Мы еще работаем над голосом, но, по крайней мере, он есть. Голос ребёнка – это результат работы множества систем: дыхательной, резонаторной, нервной, опорно-двигательной. И если хотя бы одно звено нарушено, голос это нам обязательно покажет. Поэтому задача фониатра сегодня – не только лечить голос, но и видеть за ним всю систему организма в целом», – добавила Любовь Бессонова.
Психогенные голосовые нарушения чаще всего встречаются после стрессовых ситуаций, конфликтов в семье или школе, сильных переживаний, связанных с публичным выступлением.
Ребёнок может внезапно потерять голос при отсутствии органических изменений гортани. Такие случаи характерны для чувствительных, тревожных детей, а также для тех, кто переживает внутренние запреты на самовыражение. Подавленные эмоции, страхи и внутренние конфликты находят отражение в голосе.