Дети болеют чаще и тяжелее
На мониторе компьютера – томограмма легких с мутными затемнениями. Так выглядит пневмония, поражение – 60-65%. Пациенту два месяца. Марина Михайленко, заведующая инфекционным госпиталем детской больницы № 3 говорит, что в эту волну тяжелее болеют даже совсем маленькие дети. «Мы часто видим пневмонии с большим процентом поражения легких, чего не наблюдалось в первую и вторую волну коронавирусной инфекции. Очень часто дети поступают запоздало, когда родители не обращают внимания на минимальные симптомы: повышение температуры, слабость. И в момент обращения в стационар на компьютерной томографии уже наблюдается 50, 60, 70, 80 процентов поражения легких у детей».
На экране компьютерного томографа время от времени «проплывают» дельфины – у аппарата есть «детская» версия интерфейса, чтобы маленькие пациенты не боялись обследования. Больница получила КТ буквально накануне пандемии. «Как будто специально, – невесело шутит главный врач Татьяна Комиссарова. – Практически только легкие на нем сейчас и обследуем».
В этой больнице лечат «тяжелых» детей с коронавирусом со всей области. А также их родителей, если болеет вся семья. Госпитализируют и пациентов с подозрением на ковид. «Все, кто поступают к нам с проявлениями респираторно-вирусной инфекции, 100% обследуются на новую коронавирусную инфекцию. Результат мы получаем в течение суток. Если утром обследовали, во второй половине дня уже готов результат», – рассказывает Татьяна Комиссарова. В больнице есть собственная ПЦР-лаборатория.
Зоя Шаманская бережно пеленает крошечную Ярославу: кружевная пеленка, голубое байковое одеяло. Девочка весит всего два килограмма, чепчик для младенцев с оборками ей заметно велик. Зою и Ярославу перевели в инфекционный госпиталь из областной больницы. Коронавирус был у обеих. «[У меня] муж сначала заболел. Он, конечно, легче все это перенес, дома неделю с температурой полежал, а я очень тяжело болела. 6 июля в тяжелом состоянии [меня госпитализировали] в областную больницу, в «красную зону». Состояние резко ухудшилось через 4 дня, и мне сказали срочно кесариться, хотя срок был еще очень маленький, всего восьмой месяц шел, – У Зои дрожит голос. – Очень большое спасибо врачам – вовремя все сделали, спасли и дочку, и меня. Сейчас [нам обеим] полегче, уже тесты отрицательные. Но еще долечиваемся, она недоношенная родилась, поэтому очень тяжело, конечно [перенесла коронавирус], в реанимации была 4 дня. Она в своей реанимации, я в своей реанимации».
Сегодня в госпитале третьей детской больницы 19 новорожденных, из них у 6 – подтвержден коронавирус. Татьяна Комиссарова говорит, что разница между предыдущими волнами и этой очень заметна. Дети болеют и тяжелее, и чаще. «Да, мы видим, что детей, которых направляют к нам, стало больше. Дети поступают в состоянии средней степени тяжести, с разными проявлениями инфекционной патологии. Как правило, это симптомы интоксикации, лихорадка, проявления респираторной инфекции: кашель, насморк, различные поражения бронхолегочной системы. Иногда у ребятишек коронавирусная инфекция может протекать в виде острой кишечной инфекции: рвота, боли в животе, диарея. Иногда бывают изменения со стороны кожи, слизистой. У нас [в стационаре] есть дети с тяжелыми пневмониями. Объемы поражения легких могут быть значимыми, что требует применения антикоагулянтов, серьезной антибактериальной терапии, кислородной поддержки. Всего спектра терапевтических подходов, который встречается у взрослых».
Главный врач добавляет, что от коронавирусной инфекции могут пострадать даже дети, переболевшие легко или бессимптомно. «Мы столкнулись с проблемой – банальные инфекции – респираторные, кишечные, дизентерия, инфекционные заболевания нервной системы протекают гораздо тяжелее на фоне ранее перенесенной новой коронавирусной инфекции. Дети могут стерто, бессимптомно переболеть коронавирусом, а потом заболевают другой инфекцией и очень тяжело переносят ее. Также на исходе второй волны к нам начали поступать дети с мультисистемным воспалительным синдромом – когда после новой коронавирусной инфекции у детей развиваются поражения практически всех органов и систем. Это выраженная лихорадка, интоксикация, сыпь, увеличение лимфоузлов, поражение сердца, печени, изменения со стороны нервной системы. У нас таких детей в прошлом году прошло порядка 70 человек. В этом году – уже 21 ребенок».
Поскольку вакцина для детей в России еще не одобрена, единственный способ защитить сегодня ребенка, говорят врачи – вакцинироваться взрослым родственникам.